Перспективы внедрения «умных» систем на федеральных и региональных дорогах обсудили на III Международном форуме «Интеллектуальные транспортные системы России, 2018».
Мероприятие, состоявшееся в Москве 27-28 сентября, в очередной, уже третий раз, стало официальной площадкой для диалога между представителями органов исполнительной и законодательной власти, бизнес-сообществом и наукой. И если еще несколько лет назад цифровизация транспортной отрасли для многих казалась недостижимым будущим, то сегодня это уже стало реальностью.
Как отметил в приветственном слове Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, интеллектуальные транспортные системы это, прежде всего, новая идеология взаимодействия транспортных средств и инфраструктуры. В основу российской системы должны быть положены отечественные технические решения и разработки. При этом важным критерием является использованием «сквозных» технологий.
«Обсуждая цифровизацию транспортной инфраструктуры, мы должны признать, что цифровые технологии сегодня зачастую существуют как разрозненные элементы разных систем. И эти разрозненные элементы при нашем активном участии должны стать целостной системой, - подчеркнул в своем выступлении Президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», депутат Государственной Думы Сергей Тен. – Естественно, что в транспортной отрасли самые серьезные изменения ожидаются на дорогах. К сожалению, сегодня определение законом дороги как имущественного объекта не соответствует требованиям времени. Наша задача - превратить дорогу в объект для безопасного и комфортного передвижения пользователей транспортной инфраструктуры».
В последние годы на сети федеральных автомобильных дорог используется большое количество подсистем ИТС, обеспечивающих безопасность дорожного движения, повышающих пропускную способность и эффективное расходование ресурсов на их содержание. Однако сегодня перед дорожниками поставлены стратегические задачи нового уровня. Это совершенствование и тиражирование уже апробированных решений, а также создание современной цифровой инфраструктуры.
««Росавтодор» активно поддерживает тематику ИТС, и дальше будет участвовать в развитии проектов, связанных с повышением качества дорог цифровыми средствами. По информационным технологиям Россия не отстает от зарубежных коллег, и это дает нам основания считать, что мы сможем совершить рывок в этом направлении. Но нам нужно общаться с нашими зарубежными партнерами», - сказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
Уже ведется активная работа с Финляндией по проектам создания инфраструктуры. К слову, в европейских странах сегодня используется такое понятие, как кооперативные транспортные системы, позволяющие обеспечивать обмен информацией между разными системами. Выстроен у «Росавтодора» и диалог с Китаем по движению беспилотного транспорта с пересечением границы. Здесь отдельно стоит отметить российский проект «Караван», реализованный в этом году на участке Крымского моста, где успешно было проведено тестирование инфраструктуры для беспилотного транспорта. Пилотный проезд послужит основанием для дальнейшей разработки и принятия законодательства по движению автомобилей по дорогам общего пользования в беспилотном режиме.
Передовой территорией в России по внедрению интеллектуальных транспортных систем сегодня по праву является Москва. В столице успешно реализована комплексная система организации дорожного движения. Прежде всего, ориентирована система на решение практических задач города по администрированию дорожного движения, формированию единого подхода к проектированию, визуализации текущего состояния дорожных объектов. Проводится интеграция системы с навигационно-информационными системами. В Москве развивается адаптивное управление светофорами. Начат проект по подсветке пешеходных переходов, причем в этой работе активное участие принимают жители столицы: заявки на подсветку переходов подаются через социальные сети.
Уже сегодня эксперты говорят о возможности масштабирования опыта Москвы на регионы и необходимости создания единых требований к транспортному планированию, оптимизации маршрутных сетей, которые необходимо закрепить документально.
Стоит отметить, что активное внедрение умных транспортных систем и придорожных сервисов сегодня идет не только на федеральном уровне и в столичной агломерации. Цифровизация набирает обороты и в субъектах Российской Федерации. Хорошую динамику показывают Рязанская и Калужская область, Ленинградская и Ульяновская.
Элементы интеллектуальных транспортных систем в Рязанской области стали развиваться четыре года назад. Сегодня в регионе действует четыре информационные системы: региональная навигационно-информационная система, адаптивное управление светофорами, системы фотовидеофиксации и взимания платы. Сегодня стоит задача объединить их в единую интеллектуальную систему. По информации Министра транспорта Рязанской области Андрея Савичева, регион планирует уже в следующем году завершить разработку пакета нормативных документов и на практике приступить к созданию ИТС.
«Перед любым городским проектом мы ставим задачу, чтобы он приносил пользу населению, бизнесу и государству. Один из проблемных вопросов у нас – уборка улиц. До недавнего времени это была «дыра», куда уходили деньги, а недовольство населения возрастало», - рассказал заместитель городского главы города Калуги Александр Архангельский. В городе встал вопрос, как эффективно контролировать уборку дорог и тротуаров. Решение нашли в оцифровке улиц, тротуаров, проезжей части. Для этого привлекли одну из коммерческих компаний. Экономический эффект только от экономии топлива на коммунальной технике составил 38%. Социальный эффект заключается в обеспечении прозрачности выполняемых работ. Перспективы город видит в дальнейшем развитии концепции цифрового пространства.
На руку регионам будет играть и указ Президента по разработке и реализации Национального проекта по созданию безопасных и качественных дорог. До 2024 году в 75 регионах будут установлены 387 пунктов весогабаритного контроля. Системами ИТС оснастят восемьдесят участков федеральных и сорок участков региональных дорог. Активно будут применяться энергосберегающие системы. Отдельные дороги будут приспосабливаться для движения беспилотного транспорта. Отдельным пунктом в планах цифровизации дорожной отрасли стоит автоматизация управления дорожным движением в городах с населением свыше 300 тысяч человек.
Как отметили представители компаний-разработчиков умных решений, сегодня в России для успешной реализации проекта есть все, из чего можно сформировать цифровую инфраструктуру. В реестр Минпромторга внесено более ста видов телекоммуникационного оборудования. «Проблема не в российском отставании. Мы до введения режима санкций бывали в Кремниевой долине, и большая часть переговоров там велась на русском языке. Лишь в пятнадцати процентах случаев нам понадобился переводчик, - рассказал заместитель генерального директора компании «Т8», Константин Марченко, - Проблема в том, что идет массовый отток кадров. Мы, как компания, гордимся тем, что нам удается возвращать на родину высококлассных специалистов».
К слову, в рамках работы международного форума прошла выставка решений в области интеллектуальных транспортных систем. В ней приняли участие более десяти компаний-разработчиков и интеграторов решений. Среди них были решения по транспортной телематике, фотовидеофиксации, были представлены натурные образцы техники: электромобили, мобильные комплексы фото-видео фиксации, городской эко-транспорт.
Вопросы внедрения BIM-технологий (информационного моделирования) при проектировании объектов транспортного комплекса обсуждались на совещании во второй день форума. Первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов, отметил, что в наше время более умными становятся транспортные средства, но более умной должна стать и инфраструктура. «Речь идет не столько об оптимизации, сколько о том, что начинать нужно с этапа проектирования. Было бы неверно думать, что беспилотный транспорт может свободно двигаться по дорогам, построенным для управляемых человеком автомобилей. BIM-технологии дают множество преимуществ, автоматически идут расчеты, снижается количество ошибок, сокращается время рассмотрения экспертизы, упрощается процесс приемки работ по объекту в целом. Ряд организаций упрощает уже сейчас производственные процессы, применяя такие технологии. Дорожная и железнодорожная отрасль также уже взаимодействуют в этом направлении», - сказал Иннокентий Алафинов.
Руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт подчеркнул, что за следующие 6 лет, обозначенные в майском Указе Президента, организации предстоит сделать прорыв в дорожном строительстве. И помощь BIM-технологий, позволит эту задачу выполнить качественно.
Президент Ассоциации «Цифровая ЭРА транспорта» Сергей Тен предложил создать при Министерстве транспорта рабочую группу по BIM-технологиям. Представители автодорожников поддержали идею, заявив о необходимости создания учебных площадок по данной тематике, ввиду недостаточной осведомленности сообщества.
Кроме того, красной нитью проходила мысль о том, что нужны единые стандарты для BIM во всех отраслях экономики – и этот вопрос должно решить государство.
Подводя итоги совещания, Иннокентий Алафинов поддержал необходимость создания рабочей группы по информационному моделированию для проектирования объектов транспортной отрасли, а также отметил важность запуска программы повышения квалификации проектировщиков и программы образования в сфере BIM в профильных вузах.
Традиционно, в рамках форума прошел студенческий «IT-хакатон». В нем приняли участие команды из шести российских вузов из Иркутска, Ульяновска, Рязани и Орла. Сегодня по-прежнему остро стоит вопрос подготовки молодых специалистов и вовлечения их в живые технические проекты. Подобные чемпионаты позволяют студентам еще на этапе обучения испытать свои силы в решении кейсов от компаний, работающих в сфере ИТС, а сами компании могут найти перспективных будущих сотрудников.
По результатам форума будет подготовлена резолюция. Она ляжет в основу предложений для практических шагов по комплексному внедрению интеллектуальных транспортных систем, как на федеральных дорогах, так и в субъектах Российской Федерации.